Аннотация к рабочим программам

Аннотация к рабочей программе воспитателя ДОУ группы общеразвивающей направленности
для детей младшего возраста (с 3 до 4 лет)

Воспитатели ДОУ: Татаринцева Т. С., Евсютина И. С.

Построение образовательного процесса в соответствии с программой ориентировано на адекватные формы работы с детьми. В программу входят: краткая характеристика особенностей развития ребенка в этот период, общие задачи воспитания и развития. Характеристика и задачи даны по основным направлениям развития и включают перспективное планирование воспитательно – образовательной работы по пяти областям: - социально-коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - художественно-эстетическое развитие, - физическое развитие Программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 37 недель.

Цель рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Данная рабочая программа имеет разделы: «Возрастные особенности детей», «Организация режима пребывания детей в ДОУ», «Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности», «Работа с родителями», «Список литературы».

Аннотация к рабочей программе воспитателя ДОУ группы общеразвивающей направленности
для детей среднего возраста (с 4 до 5 лет)

Воспитатели ДОУ: Лещева А. В., Стебунова Е. В.

Построение образовательного процесса в соответствии с программой ориентировано на адекватные формы работы с детьми. В программу входят: краткая характеристика особенностей развития ребенка в этот период, общие задачи воспитания и развития. Характеристика и задачи даны по основным направлениям развития и включают перспективное планирование воспитательно – образовательной работы по пяти областям: - социально-коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - художественно-эстетическое развитие, - физическое развитие Программа предназначена для детей 4-5 лет (средняя группа) и рассчитана на 37 недель.

Цель рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Данная рабочая программа имеет разделы: «Возрастные особенности детей», «Организация режима пребывания детей в ДОУ», «Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности», «Работа с родителями», «Список литературы».

Аннотация к рабочей программе воспитателя ДОУ группы общеразвивающей направленности
для детей старшего возраста (с 5 до 6 лет)

Воспитатели ДОУ: Корчагина Е. А., Литвинова И. А.

Построение образовательного процесса в соответствии с программой ориентировано на адекватные формы работы с детьми. В программу входят: краткая характеристика особенностей развития ребенка в этот период, общие задачи воспитания и развития. Характеристика и задачи даны по основным направлениям развития и включают перспективное планирование воспитательно – образовательной работы по пяти областям: - социально-коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - художественно-эстетическое развитие, - физическое развитие Программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 37 недель, Цель рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Данная рабочая программа имеет разделы: «Возрастные особенности детей», «Организация режима пребывания детей в ДОУ», «Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности», «Работа с родителями», «Список литературы».

Аннотация к рабочей программе воспитателя комбинированной группы 
для детей старшего возраста (с 6 до 7 лет)

 Воспитатели ДОУ:  Пронина И. Р., Кубенева Т. А.

В группе воспитываются дети с ТНР и ФФНР.

В основном, продолжительность логопедического воздействия на ребенка составляет 2 – 3 года (в зависимости от уровня речевого развития и возможностей в момент поступления) и осуществляется по направлениям:    

  • формирование (развитие) психологической базы речи (все виды зрительного, слухового, тактильного восприятия и памяти); 
  • развитие речи (импрессивной – понимание речи, экспрессивной – самостоятельная речь):
  • формирование и/или развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование и/или развитие фонетико-фонематической стороны речи;
  • формирование и/или развитие связной речи.

    Реализуется коррекционная программа через блоки: 

  • непосредственно-образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией речи (музыка, коммуникация, логопедические физминутки с речевым сопровождением); 
  • непосредственно-образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией речи в ходе режимных процессов;
  • совместной деятельности воспитателя с детьми (логопедические физминутки)  во 2 половине дня - «коррекционный час»);  самостоятельной деятельности детей ( детям обеспечены условия для театрализованной деятельности в группе, создана предметно-развивающая среда); 
  • взаимодействие с семьями по коррекции речи (оформляются рекомендации в  логопедических тетрадях и в логопедическом уголке, проводятся совместные выступления в кукольных спектаклях, драматизациях, сценках на праздниках и досугах, консультационная помощь родителям). 

Материал программы рассчитан на 37 недель и легко вписывается в существующую общую стратегию воспитательно - образовательной работы по основной образовательной программе «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы.

Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре

 Инструктор по физической культуре: 

         Рабочая образовательная программа разработана для построения системы физического развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

        Цель программы: укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.

       Основные задачи: развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация; накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

       Рабочая программа разработана в соответствии с учебным, годовым планом работы ДОУ; с учетом: возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, продолжительностью деятельности воспитанников во время НООД, максимального объема образовательной нагрузки детей, соответствующих санитарно - гигиенических норм.

 Аннотация к рабочей программе музыкального руководителя

 Музыкальный руководитель: Ерохина Т. В. 

          Рабочая учебная программа по музыкальному развитию дошкольников (3 -7 лет) является модифицированной и составленной на основе примерной общеобразовательной   программы  дошкольного  образования  «От  рождения  до  школы» Н.  Е.  Веракса,   Т.С. Комаровой,   М.А.   Васильевой,   программой музыкально  - ритмического  воспитания  детей  2 -3 лет  жизни «Топ - хлоп, малыши» Т.Н. Сауко, А.И. Буренина, программой   для  детей   от  1,5   до  7 – летнего  возраста  детей «Ладушки» И.М. Каплуновой,  И.А.

     Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включает в себя следующие разделы:

- восприятие;

- пение;

- музыкально - ритмические движения;

- игра на детских музыкальных инструментах.

Аннотация к рабочей программе воспитания и обучения  для логопедической группы

Учитель-логопед: Петрина Т. В.

     Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.      Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.      В основе создания этой программы  были  использованы  современные коррекционно-развивающие  программы Министерства образования РФ, научно-методические  рекомендации, инструктивные письма, представленные в библиографии. В частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.     Предлагаемая  программа – итог многолетнего опыта учителей – логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений РФ, структура которых позволяет осуществлять логопедическую помощь детям старшего и подготовительного возраста. Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Логопедическая  группа  при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.     Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и мало затратна.     Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»  учтены требования к организации режима дня и учебных занятий.

   Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.  В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

-     раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

-     преодоление недостатков в речевом развитии;

-     воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие  слухового восприятия;

-     развитие фонематического восприятия;

-     развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

-    овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;

-    расширение и активизация словаря;

-   накопление лексики;

-    воспитание  связной, грамматически  правильно оформленной речи.

-    формирование навыков учебной деятельности;

-   осуществление взаимодействия  в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.

 Направления коррекционно-развивающей работы:

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту   тех  форм звукового анализа и синтеза;

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в    предложении;

- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

 Работа строится по следующей схеме:

Первые  три недели сентября – обследование детей, зачисленных протоколом ПМПк в лого группу ДОУ, заполнение речевых карт, оформление документации.     Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР 6-го года жизни   разделено на 3 периода обучения: I период – последняя неделя сентября - октябрь – ноябрь  9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю, 7 час. 30 мин. II период – декабрь – февраль 11 недель, 33 занятия – 3 занятия в неделю, 13 час. 30 мин. III период – март – май 10 недель, 40 занятий – 4 занятия в неделю, 16 час.  Звукопроизношение + связная речь.  Всего 60 занятий в год - 24 час.30 мин. С 15 мая – повторение пройденного материала.  Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, согласно перспективному планированию. Форма организации обучения – подгрупповая, в микро группах и индивидуальная.

 Фронтальные (подгрупповые) занятия. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, от 2 до 5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 25 минут для детей старшего возраста. Занятия с детьми проводятся в дневное время. Продолжительность занятий с детьми: ФФН – 1 год,  ФФН (дизартрия) – до 1,5 лет. Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

 Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 10 минут детей с ФНР – 2 раза в неделю.  Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед  имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.     На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и учится автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Выпуск детей проводится в конце  учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

В заключении  необходимо отметить, что  своевременное выявление и систематизированное обучение позволяет практически полностью ликвидировать данные негативные проявления, обеспечив ребенку  полноценную подготовку к школьному обучению. Для работы с данной категорией детей используются: «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищева.  Логопед выявляет детей с нарушениями речи, в соответствии с коллегиальным решением ПМПК дошкольного учреждения, зачисляет их в  лого группу  и внимательно следит и соотносит свою деятельность с данной программой. Данная программа формирует  у дошкольников полноценную фонетическую  систему языка,  развивается фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, формируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков, расширяется лексический запас, усовершенствуется грамматический строй языка. Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

Аннотация к рабочей программе психологического развития
детей дошкольного возраста педагога-психолога

Педагог-психолог: Оводова О. А.

      Рабочая программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на  формирования ведущих психических процессов у ребенка и в содействии преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.  

         Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

         Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Психологическое сопровождение  образовательного процесса является необходимым условием  реализации ФГОС дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования предполагает психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Целью психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка.

Задачи деятельности педагога-психолога:

• раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

• создание необходимой развивающей среды;

• разработка и применение индивидуальных мер коррекции;

• стимуляция потенциальных возможностей ребенка;

• осуществление профилактики неблагополучного развития детей.

Основные принципы:

• Принцип междисциплинарного подхода.

• Принцип сотрудничества с семьей ребенка.

• Принцип конфиденциальности.

• Принцип последовательности и поэтапности.

• Принцип непрерывности.

• Принцип ориентации на индивидуальные особенности.

• Принцип создания специально организованной педагогической среды.

Контроль за развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий для полноценного личностного развития ребенка. Диагностика помогает выявлению индивидуальных способностей, уровня развития ребенка, трудностей, их причин и коррекции; на основе ее формируется индивидуальный маршрут каждого ребенка – приоритетные виды деятельности, способность к самостоятельному познанию, темп усвоения знаний, их глубина, умение использовать их в разных видах деятельности.

В деятельности психолога МБДОУ № 158  выделяется несколько направлений:

- психодиагностическое;

- психопрофилактическое;

- психодиагностическое;

- развивающее и психокоррекционное;

- консультативное.